Get Adobe Flash player

Добро пожаловать!

Президент Нотариальной палаты Красноярского края - Зылевич Светлана Юрьевна.

Президент Нотариальной палаты Красноярского края - Зылевич Светлана Юрьевна ...

Нотариусам

В России

Законом от 25 вантоза Лета XI-го (16 марта 1803 г.) Бонапарт образовал нотариат, структуру, необходимую для установления гражданского кодекса, который появился на свет в 1804 году.

Российская монархия образовалась во второй половине IX века. Неизвестно, имели ли тогда входящие в нее племена свои собственные законы? Первые следу законов можно отыскать в документальных записях, относящихся к временам Рюрика.

Немногие, но ясные следы законов можно обнаружить в письменных договорах князей Олега (912 г.) и Игоря (945 г.) с греческими императорами. Так, договор Олега с греками содержит вполне определенные сведения о письменном совершении юридических сделок в нашем отечестве. «Если русский ударит грека или грек русского мечом, копьем или иным орудием, то виновный заплатит серебром по закону Русскому». Этот же текст повторяется и в договоре князя Игоря с греками. В X веке, при Святом Владимире упоминается уже о варах или денежном откупе за убийство.

С самого начала своей истории Русь имела уже законы достаточные, собственное право, закон Русский, без всякого сомнения сходный со знаменитым в то время Правом германских народов. Эти первые правовые законы Руси стали предвестниками будущего российского нотариата.

В 1480 году, спустя 18 лет после вступления на престол Государя державного, Великого князя Иоанна III Васильевича, произошло повторное событие в истории Руси, когда после знаменитого «стояния» на реке Угре Русское государство стало суверенным, окончательно отказавшись от подчинения золотоордынским ханам. Финальную точку в этом знаковом событии эффективно поставл Иоанн III Васильевич, бросив на землю и растоптав ногами «басму» - знак, вручаемый ханом своим послам, дабы удостоверить их высочайшие полномочия.

Весьма важным стало и другое событие, связанное с именем Иоанна IIIВасильевича, вписавшее очередную строку в летопись такого правового института, как нотариат – в Московском государстве письменное совершение юридических сделок устанавливается лишь со времен Судебника Иоанна III Васильевича, который он утвердил высочайшим Указом в 1497 году.

В январе 1547 года Иоанн IV Васильевич, прозванный в народе «Грозным», первым из властителей Руси венчался на царство. Начальный период его царствования, связанный с учреждением неофициального правительства страны – так называемой Избранной рады, наиболее успешен. Это было десятилетие реформ, способствовавших укреплению и централизации государства, крупных успехов на военном поприще, самыми заметными из которых стали присоединение в 1552 году Казанского, в 1556 году Астраханского царства. Значим вклад Иоанна IV и в нарождающиеся на Руси правовые институты. Он продолжает правовую реформу, начатую его дедом Ионном III Васильевичем, в Судебнике которого во многих случаях предписывалось, к примеру, непременно производить укрепление свободных людей в холопы и освобождение холопов не иначе как путем составления особых грамот. Это предписание в Судебнике Иоанна IVВасильевича Грозного превращается в общее правило. Уже в то время все договоры о переукреплении недвижимых имений совершались «на письме».

Собор 7 февраля 1613 года, «…яко едины усты», нарек царем Михаила Федоровича. С этого дня началось на Великой Руси 300-летнее царствование Романовых. Именно им, правителям Государства Российского, суждено было продолжить строительство российского нотариального института и завершить его «Нотариальным Положением», утвержденным Императором Александром II 14 апреля 1866 года.

Время правления первого Романова – Михаила Федоровича характеризуется активным участием органов правительственной власти в совершении частно-правовых актов и подготовке документов, что оказало определенное влияние на постепенно развивающийся институт российского нотариата. Этот факт подтверждает и Указ Михаила Федоровича 1635 года, согласно которому «все договоры займа, поклажи и ссуды – должны были совершаться непременно письменно под страхом их полной действительности». Акты закупки дворов в Москве записывались в Земском приказе.

Активизировалась при первом из Романовых и деятельность площадных подъячих, а также думных дьяков в приказах – Разрядном и Посольском. Подобно табеллионам, которые в Древнем Риме составляли юридические акты и судебные бумаги, площадные подъячие, а позднее и дьяки на Руси занимались аналогичным промыслом, заложив тем самым основы профессии нотариуса. Подъячие, «кормясь пером», объединялись в свободные артели, цель которых состояла в поддержке людей этой профессии, оказании взаимной помощи и защите от возможных нападок.

В царствование Алексея Михайловича был составлен кодекс законов Российского государства – Соборное Уложение, принятое Земским собором. Именно Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Оно упорядочило и систематизировало действовавшие до его появления отдельные отрывочные указы, создало ту основу, на которой впоследствии вырос твердый порядок укрепления прав на имущество, принятый в своде законов 1832 года и сохранивший свою силу до принятия в 1866 году Нотариального Положения.

Уложение разделяет крепости, под которыми оно понимает все письменные акты, по способу их совершения на два разряда в зависимости от ценности излагаемой в них сделки: к первому разряду принадлежат большие дела на сумму свыше 10 рублей; ко второму – дела малые на меньшую сумму.

Согласно Уложению 1649 года большие крепости дозволялось писать только в Москве и «в городах» и не иначе как через площадных подъячих и при участии особых свидетелей – «послухов». Кроме того, Уложение, хотя и вскользь, упоминает и духовные завещания, которые «должны были быть свидетельствованы и запечатаны у епархиальных архиереев».

Главнейшим преобразованием, имевшим решительное влияние на дальнейшее историческое развитие нотариального дела в России, следует считать создание строгого надзора за площадными подъячими и зависимости их от органов правительственной власти. Указом Петра Великого от 9 декабря 1699 года предписано «…совершать всякие крепости…» не у площадных подъячих на Ивановской площади в Москве, а в соответствующих приказах, куда надлежало» …присылать раз в два месяца все крепости, совершаемые в городах». 1 января 1700 года совершение всех крепостей (сделок) между лицами городского сословия в Москве передано во владение Московской ратуши, а торговых крепостей – Московской большой таможни.

Полной централизацией нотариального дела Петр Великий предполагал устранить беспорядки и злоупотребления, которые часто происходили при совершении правовых актов подъячими на Ивановской площади. Но этот порядок оказался неудобным, поэтому 30 января 1701 года «было повелено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади». Надзор за деятельностью площадных подъячих был поручен оружейной палате. Впоследствии "для ближайшего заведывания крепостным делом учрежден особый приказ крепостных дел, состоявший из нескольких судей". После учреждения Юстиц-Коллегии в губерниях были образованы самостоятельные особые конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Надзор за деятельностью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который назначался Юстиц – Коллегией.

"...Мы, усмотря все те же предками нашими примеченные неудобства, начали сами готовить Наказ, по которому должны поступать те, кому от нас поведено будет сочинять проект нового Уложения... Дабы

лучше нам узнать нужды и чувствительные недостатки нашего народа, повелеваем прислать выборных от сословий, состояний

и государственных учреждений". В этом Уложении впервые была предпринята попытка заложить в русское законодательство

иные начала жизни, учитывая естественные запросы и нужды русского государства и общества.

При Екатерине II вместе с упразднением в 1775 году Юстиц-Коллегии совершение крепостных актов было передано палате гражданского суда, представлявшей собой соединенный Департамент Юстиции и Вотчинной коллегии.

Для создания органа публичной деятельности, близко стоящего ко всем имущественным оборотам и содействующего их развитию, Екатерина II делает попытку, сокращения излишних формальностей при совершении правовых актов, предоставляя возможность частным маклерам совершать акты о переходе недвижимых имуществ. С 1781 года утверждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок и разного рода посредничеств.

В период правления Екатерины II в соответствии с новым Уложением возникла масса правительственных учреждений нотариального характера для наблюдения за правильным и законным совершением различных частно-правовых актов и составлением документов, освобожденных от тягостного для контрагентов крепостного порядка их совершения.

Уже в самом начале царствования Александра II, как только по его воле замолк в Севастополе воинственный гром пушек, Государь издал манифест, в котором было начертано: "Правда и милость да царствуют в судах, да развиваются повсюду и с новой силой стремления к просвещению и всяко! полезной деятельности, и каждый под сенью законов, для всех равно справедливых, равно покровительствующих, да наслаждается в мире плодами трудов невинных".

В эпоху великих реформ 60-х годов XIX столетия, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, было преобразовано и нотариальное дело. Вместе с новыми Судебными Уставами императора Александра II было выработано и Положение о нотариальной части, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское — 1813 года, австрийское — 1854 года и баварское — 1861 года. Результатом этой законодательной деятельности стали два проекта — 1863 и 1866 годов. Первый из них, наиболее приближенный к жизни, не прошел через Государственный Совет. Второй проект Положения был утвержден 14 апреля 1866 года.

Вместе с введением нотариального Положения все прежние нотариусы и маклеры, кроме биржевых нотариусов и маклеров, прекратили свою деятельность. Отделив по образцу Запада нотариальную часть от судебной, законодатель создал самостоятельный нотариальный институт с обширным и независимым кругом действий.

Одним из первых декретов советской власти, опубликованных 24 ноября 1917 года, упразднены "буржуазно-помещичьи" судебные органы. Однако в актах новой власти, направленных на слом старого бюрократического аппарата, нотариат впервые упомянут 23 марта 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил "ныне действующее Положение о нотариальной части" и ввел новое Положение о муниципализации нотариальных контор.

В период гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами гражданский оборот в стране был крайне незначительным и это определило место нотариата в систем, государственных органов. Возникла

тенденция к ликвидации нотариата.

Обязательные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным разделам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.

С переходом к новой экономической политике внимание к нотариату со стороны органов Советской власти усиливается. Декретом Совета Народных Комиссаров от 12 августа 1921 года установлено, что свидетельствования сделок и договоров производятся нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариатаобсуждались IV Всероссийским съездом деятелей советской юстиции, который открылся 26 января 1922 года.

В печати были опубликованы "Тезисы о нотариате", в которых подчеркивалось, что в Советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами, свойственные капиталистическим странам по вознаграждению за услуги, не должны иметь места. 4 октября 1922 года принято Положение о государственном нотариате, которое и заложило основы советского нотариата.

30 декабря 1922 года 1-й съезд Советов утвердил Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции СССР как единого союзного государства относилось и развитие советского законодательства, а также организационное построение нового общесоюзного нотариата. Это и было сделано с введением нового Положения о государственном нотариате, утвержденного 24 августа 1924 года.

Развитие союзного законодательства и необходимость обеспечения единства основных принципов деятельности нотариата во всех союзных республиках обусловили издание общесоюзных актов по нотариату. Эти вопросы получили отражение в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик от 15 июля 1924 года, в которых наряду с общими указаниями об организации и функциях нотариата устанавливалось разграничение компетенции Союза ССР и союзных республик в издании законодательств о нотариате.

14 мая 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "Об основных принципах организации государственного нотариата", на основании которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные Положения о государственном нотариате. По мере изменения и развития экономических и социальных условий, совершенствования материального и процессуального законодательства в республиканское законодательство о нотариате включались необходимые уточнения и изменения. В РСФСР Положения о государственном нотариате в новой редакции утверждались 30 июля 1930 года, 31 декабря 1947 года и 30 сентября 1965 года. Шестая сессия Верховного Совета СССР восьмого созыва 19 июля 1973 года приняла Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственном нотариате.

Спустя почти 20 лет в Россию вернулся свободный нотариат – 11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

___

В европейских странах, странах Африки и Америки действуют законодательства, основанные на романо-германской системе права, где закон является основным источником права и на которой основана система латинского нотариата. Действия нотариуса стран латинского нотариата не ограничиваются удостоверением личности и дееспособности сторон, совершающих правовое действие. Он также участвует в подготовительной стадии договора, когда стороны еще не пришли к  соглашению разъясняя им все возможные правовые последствия договора, а также осуществляя "правовую охрану договора". Благодаря подобной деятельности нотариуса стран латинского нотариата обеспечивается правовая безопасность повсеместно на территории страны, что гарантирует полную социальную стабильность, наглядно объясняемую фактом незначительного числа судебных споров в отношении нотариально удостоверенных сделок.

Принято считать, что судьи обеспечивают применение договоров, нотариусы обеспечивают правильное заключение договора. Именно по этой причине правовая доктрина называет нотариусов "судьями, поддерживающими юридический мир". Подобное определение дано еще и по причине их беспристрастности, с которой они участвуют в отношения между сторонами, разъясняя сторонам применяемое право в каждом конкретном случае, удостоверяя их личности и давая возможность действовать в рамках закона по заключенному, имеющему юридическую силу договору.

До вступления  в  Международный  союз  латинского  нотариата в отношении  законодательства,  регулирующего  деятельность  российского нотариата,  была проведена тщательная оценка его  соответствия  нашем уставу  и  нашим  учредительным  документам,  так  как  членство Международном союзе латинского нотариата  требует  точного  соблюдения наших  основных принципов.  Именно по этой причине российский нотариат находится в равном положении с другими членами Латинского союза.

Проблема защиты в сфере гражданско-правовых отношений в разных странах решалась по-разному.  Например,  в странах Латинской Америки нотариусы отвечали  за  производимые  ими  нотариальные  действия  всем  своим имуществом в случае  виновного  причинения  ущерба. Здесь  важны  три момента,  которые  и  сегодня  отличают  государственного нотариуса от негосударственного:  независимость от власти,  ответственность и общественная  значимость  имущества нотариуса, за счет которого компенсируется ущерб, причиненный клиенту. Советский нотариат никогда не  был  ни  гарантом  защиты  прав клиента,  ни источником пополнения бюджета.  Взыскиваемые им мизерные суммы  за  совершение  нотариальных сделок  не  покрывали даже расходов на содержание нотариальных контор.

Кроме  того,  в  советском  государстве  нотариус  совершенно  не  был заинтересован  в интенсивности и качестве своего труда,  поскольку вся взысканная им пошлина перечислялась в бюджет государства.  Сам  же  он получал лишь гарантированную заработную плату. Сегодня  по  России  на  30  тысяч населения  приходится один нотариус. Это нормальный мировой стандарт.

Таким образом, российский нотариат за всю свою историю терпел и взлеты и падения, прекращал свое существование и вновь возрождался. И в конце двадцатого столетия, после проведения реформы нотариата и законодательства о нотариате, в одном экономическом пространстве работают два нотариуса – один в государственной конторе, другой в частной. И, кроме того, российский нотариат вступил в Международный союз латинского нотариата и российские нотариусы получили возможность обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами.